программы для диагностики

В ногу со временем

Производители современных автомобилей уделяют большое внимание оснащению своих изделий всё более "навороченной" электроникой - сонарами, многочисленными датчиками, компьютерами, тачскрин-мониторами, джойстиками и тому подобными девайсами. С одной стороны это неотвратимое веяние времени, и легко объяснимо совершенствованием систем активной, пассивной и экологической безопасности автомобилей. С другой стороны как бы это не стало самоцелью для автопроизводителей. На фоне тенденции к снижению ресурса современных автомобилей (умышленного или нет - другой вопрос) именно к электронной начинке автомаркетологи особенно настойчиво приковывают внимание потенциальных покупателей. Такая общемировая практика начинает превращать автомобиль в некий гаджет, задвигая собственно автомобиль, как таковой, на вторые роли. В скором будущем каждый уверенный пользователь компьютера сможет увлеченно проводить досуг со своим автомобилем даже не выезжая при этом из гаража. Этакий новый виток эволюции гаражных посиделок - посерфить Интернет, початиться в социалках, поиграть в игры или посмотреть... рекламу. При желании можно переустановить или модернизировать операционную систему, "поковыряться в мозгах" своего автомобиля. Ну, или соседского...
С момента приобретения автомобилей моложе 2005 года вопрос наличия мало-мальского инструментария для диагностики систем автомобилей коснулся и меня. Причиной тому стали не только дороговизна услуг автосервисов или их не однозначная репутация, но и появившаяся возможность довольно легко и незатратно провести диагностику своего автомобиля прямо у себя в гараже или перенастроить его параметры "под себя". Интернет-магазины изобилуют предложениями различных сканеров, тестеров, лаунчеров и адаптеров для "установления тесной связи" с автомобилями. Выбор их огромен и замысловат: от простейших OBD2-адаптеров за 300 рублей до профессиональных сканеров за многие тысячи долларов или евро.
Меня пока вполне удовлетворяет простой OBD2 адаптер, читающий коды автомобильного компьютера через CAN-шину. Такое устройство, при наличие подходящего программного обеспечения, позволяет довольно успешно решать некоторые вопросы диагностики неисправностей, настройки параметров работы систем, сброса ошибок после ремонта и т.п.
Итак, что же положить в аптечку первой диагностической помощи:

  • ELM 327 адаптер, версии 1.5. Тип соединения - Bluetooth. Версия и начинка подобного адаптера существенно влияют на объём информации, который можно будет получить с его помощью. Версия 2.1 имеет значительно меньший функционал, поэтому приобретать её смысла нет. Существуют версии с Wi-Fi или USB соединением, так что конкретную модель следует выбирать в зависимости от следующего пункта.

  • Устройство для соединения с адаптером: смартфон, планшет, ноутбук или персональный компьютер. ODB2 сканеры, как правило, поддерживают такие операционные системы, как Windows, WindowsMobile, Android, Simbian, так что выбирать есть из чего.

  • Программное обеспечение. Существует огромное разнообразие различного софта - от демонстрационно-развлекательного до более-менее функционально-эффективного. Основное, на что следует обращать внимание при выборе программы, это совместимость с конкретным OBD2 адаптером и сопрягаемым с ним устройством, ну и, конечно же её функционал.

Для своих непритязательных целей я использую следующие программы:

  • ScanMaster - довольно неплохая программа для диагностики автомобилей. Подходит как для авторемонтных мастерских, так и для автолюбителей. Работает в среде Windows, поэтому для её использования понадобится ноутбук.

  • Carista - одна из самых толковых программ, которая видит почти все блоки даже в японских автомобилях и умеет с ними работать. Позволяет изменять некоторые базовые настройки систем автомобиля, такие, как параметры работы внешнего и внутреннего освещения, климатической системы, изменять сигналы предупреждений и блокировок. Подробное описание программы и её адаптации к нашим реалиям читать тут.

  • Torque - одна из самых распространённых и известных программ, хотя богатством функционала не отличается. Мониторить текущие по CAN-шине данные умеет хорошо, ошибки стирает, но не более.

  • Hybrid Assistant - специализированная программа для гибридных автомобилей. Кроме тщательного мониторинга гибридных систем и режимов имеет ещё одну полезную и важную функцию - принудительно включает вентилятор системы охлаждения ВВБ, что весьма полезно для увеличения срока жизни батареи. Штатный компьютер Prius с этой задачей справляется не важно.

Замечу, что здесь не идёт разговор о программах, способных перепрограммировать ЭБУ любого автомобиля. Таким софтом я не пользуюсь, т.к. в этом нет острой необходимости.
Представленные программы, за исключением Carista, это так называемые читалки кодов, не более того. Что могут эти программы в плане диагностики? Ждать от них чудесного исцеления любых недугов своего автомобиля, конечно же, не стоит, зато по некоторым признакам можно более-менее точно диагностировать или локализовать проблему. Например, по графикам работы кислородного датчика, показаниям топливных коррекций, углам опережения зажигания, открытия дроссельной заслонки можно "увидеть" проблемы с системами зажигания, питания или EGR. Ошибки, вызывающие появление "Check engine", хоть и определяются подобными программами довольно чётко, но не всегда они однозначно указывают на истинную причину сбоев в работе автомобиля. Зачастую такие ошибки указывают уже на последствия, вызванные какой-либо неисправностью. Для более-менее правильной диагностики нужно внимательно изучить показания различных датчиков, а данные программы это вполне позволяют. Для удовлетворения потребностей и любопытства обычного автолюбителя этого набора будет вполне достаточно.
Профессиональные сканеры, конечно же, обладают большим функционалом, но их цена недвусмысленно намекает на то, что приобретать их для своего единственного автомобиля вы вряд ли станете. Оправданы покупки таких сканеров только в условиях СТО или автомастерской.

Для свободного скачивания выложил на Яндекс-диск накопившиеся у меня материалы: инструкции, программы, прошивки и прочие подобные вещи.


Всем добра и ровных дорог!