Силикатно-керамическая композиция Practex®

Это современный продукт нанотехнологий.

На сегодняшний день Practex является наиболее эффективным ресурсосберегающим средством на рынке трибологических препаратов. Эффективность его применения в различных узлах, механизмах и агрегатах подтверждается многочисленными отзывами, официальными документами и публикациями в СМИ.

Простота его применения, доступная цена и гарантия приобретения оригинального продукта через сеть официальных представителей компании делает Practex лучшим выбором среди всех известных средств аналогичного сегмента автохимии.






Что из себя представляет Practex

Practex® представляет собой высоко гомогенизированную тонкодисперсную минеральную смесь, состоящую из слоистых высокомолекулярных силикатов, подвергнутых специальной технологической обработке. Practex® не содержит ни одного из общепринятых плакирующих веществ и присадок уменьшающих трение, таких как тальк, графиты, молибдениты или промышленные алмазы. Он заведомо лишен каких-либо абразивных свойств. Максимальные размеры частиц порошка Practex® - менее 1 микрон, что переводит технологию Practex® в разряд нанотехнологий. Наличие определенных компонентов в композиции Practex® обеспечивает тиксотропию (изменение направления макромолекул) смазочного материала уже в течение первых 15 минут после попадания Practex® в пару трения (трибопару). В результате тиксотропии масла, в момент микроударов в зоне пятна контакта, возникающих в процессе трения, масло становится чрезвычайно упругим и демпфирует столкновение выступов микрорельефа трибосопряжения, фактически предотвращая соприкосновение металла с металлом. Метоксильные группы, образуемые в результате присутствия Practex® из молекул масла, не создают новых химических связей или иных протяженных ассоциатов масляных полимеров, то есть не изменяют свойств смазочных масел. Они ориентируют масляные полимеры с достаточно высокой степенью анизотропии, обеспечивая максимальную упругость масла в направлении векторов соударений. Вслед за этим начинается силицирование поверхностей трения, что приводит к формированию металлокерамического покрытия. Минералы, входящие в состав Practex®, представляют собой сложные конгломераты октаэдрических и тетраэдрических соединений со связями и др. При механическом и тепловом воздействии в работающей трибопаре часть молекулярных связей обрывается, и мы получаем соединения с освободившимися связями типа и выделение воды в результате двух параллельно протекающих процессов: - освобождение сольватированной кристаллической воды из минералов (эндотермическая реакция типа) - вода образуется водородом, адсорбированным из металла (экзотермическая реакция типа ) За счет абсорбирования водорода из металла идет активный процесс замещения связей и образования новых связей и т.д. Магний восстанавливает железо из окислов и гидроокислов, присутствующих в масле. Это железо в виде мелкодисперсных фракций заполняет каверны поверхностей трения, останавливая и затем устраняя дефекты кристаллической решетки. После заполнения впадин микрорельефа начинается наращивание кристаллической решетки по всей площади пятна трения, что приводит к формированию первого, базового слоя металлокерамического покрытия. Устойчивое равновесие эндотермической и экзотермической реакций создается в результате попадания в зону трения в составе Practex® достаточного количества гидроокислов, содержащих ионы-катализаторы металлов с переменной валентностью. Наличие ионов-катализаторов во время протекания вышеуказанных реакций препятствует образованию свободных радикалов, которые могли бы выйти из координационной сферы, что привело бы к необратимому нарушению процесса. Гидроокислы Practex® обеспечивают то, что ионы металлов остаются в зоне трения, что значительно замедляет изнашивание поверхностей еще до формирования металлокерамического покрытия. Поскольку на этом этапе поверхности все еще остаются шероховатыми, постоянное изменение скорости вышеуказанных окислительно-восстановительных реакций приводит к образованию значительного количества воды. Эта вода в момент своего образования участвует в процессе уменьшения сил трения, что также снижает изнашивание поверхностей трения, – а далее вода удаляется из трибосистемы. На первоначальном этапе формирования металлокерамического покрытия эндотермическая и экзотермическая реакции протекают параллельно, и их термодинамическое равновесие определяется принципом Ле-Шателье (имеет место ускорение процесса наращивания кристаллической решетки благодаря Оже-эмиссии). Эндотермическая реакция является преобладающей до момента, пока температура в точках микроконтакта поверхностей трения составляет 6000С или более. По мере формирования металлокерамического слоя эта температура постепенно понижается, и эндотермическая реакция уступает место экзотермической. При температуре 5000С эндотермическая реакция практически прекращается, и имеет место только экзотермическая реакция, что вызывает повторное повышение температуры. При этом начинается рост второго слоя, микропоры которого оказываются заполненными не кристаллизованным маслом, что придает ему уникальные качества сверх упругости. Формирование этого слоя протекает до момента, пока температура в области контакта сопряженных поверхностей не повысится до 5500С. Эта температура приводит к прекращению экзотермической реакции, что останавливает процесс роста металлокерамического покрытия и приводит к образованию на упругом слое пары трения сетчато-кристаллической поверхности с аномально низким коэффициентом трения. Эта поверхность формируется в результате связывания полимеров смазочного масла метоксильными группами, присутствующими в Praсtex®: после определенного порога давления в трибопаре поверхностные микрослои превращаются в резиноподобную структуру, идеальную с точки зрения трения. Это становится причиной окончательного подавления обеих реакций, уменьшения температуры в трибопаре до окружающей ее температуры и завершения формирования металлокерамических покрытий.









Триботехнические испытания препарата Practex®

Триботехнические испытания на триботехнические характеристики пары трения «серый чугун - серый чугун» проводились на двух машинах трения:
- модернизированной модели 77 МТ-1 (возвратно-поступательная машина трения) по схеме скольжения трех образцов по плоскому образцу из серого чугуна марки СЧ 20 ГОСТ 1412-85;
- универсальной модели 2070 СМТ-1 по схеме скольжения ролика по ролику, где в качестве неподвижного ролика выступал образец из серого чугуна диаметром 50 мм марки СЧ 20 ГОСТ 1412-85 с просверленными отверстиями под термопары, а в качестве подвижного ролика образец из серого чугуна той же марки без отверстий. Сравнительные испытания проводилось с использованием следующих смазочных материалов: масла марки М5з-12Г; масла марки М5 з -12Г с препаратом Practex®, добавленным в масло в пропорции 1:10; Полученные объективные триботехнические характеристики показывают благоприятное влияние исследуемого препарата на работу трибосопряжения, что дает возможность ожидать и повышения долговечности (ресурса работы) пар трения из серого чугуна, в частности пары трения «поршневое кольцо-гильза цилиндра». Если полученный эффект подтвердится при проведении моторных и эксплуатационных испытаний двигателей внутреннего сгорания, то повышение ресурса работы двигателя автомобиля семейства ВАЗ на 30%, например, позволит совершить дополнительный пробег порядка 55 тыс. км, что довольно существенно. Проведенные комплексные исследования показали, что введение препарата «Practex®» в базовое масло позволяет уменьшить коэффициент трения и значительно ускорить приработку деталей пары трения. Выявлено также положительное влияние препарата на трущиеся поверхности, заключающееся в некотором «залечивании» микродефектов, полученных при изготовлении либо оставленных от предыдущей эксплуатации. После испытаний с модификатором на поверхностях деталей уменьшаются продольные риски, характерные для эксплуатации с обычными смазочными материалами, что безусловно окажет положительное влияет на работу сопряженных деталей ответственных пар трения. Анализируя представленные данные можно констатировать, что температура в зоне трения - на 28,6%, коэффициент трения - на 10,2% и износ - на 30,4% при использовании препарата «Practex®» ниже, чем при использовании базового масла. Исследования показали, что при увеличении х400 на поверхностях образцов и контр образцов, притертых с препаратом, просматривается наличие некоторых микрочастичек, равномерно распределенных по поверхности.

На увеличеных в 400 раз фотографиях поверхностей до и после обработки Practex® отчётливо видна разница

до обработки после обработки



Как работает технология

Силикатно-керамическая композиция Practex® нивелирует одну из основных и неизбежных причин износа деталей и механизмов, а именно трение. Этот трибологический состав действительно заметно снижает трение в механизмах, что не только увеличивает их ресурс, производительность и экономичность, но и позволяет избежать ремонта, снижает эксплуатационные расходы и количество вредных выбросов в атмосферу.

Если посмотреть на поверхности трения под микроскопом, то можно увидеть, что они состоят из пиков и углублений, забитых продуктами износа. Во время работы трибопары механизма, выступы её микрорельефа рвут масляную плёнку и, соприкасаясь, разрушаются.

Существует много способов решения этой проблемы, из которых распространёнными являеются введение в масла присадок, не допускающих сухого трения, либо веществ, образующих на поверхностях трения защитные плёнки. Недостатком этих способов является быстрое старение присадок вместе с базовым маслом, разрушение защитных плёнок и активное коксообразование от сгоревших частиц плакирующих добавок в присадки. Этих недостатков лишены металлокерамические покрытия, образованные синтезатором металлов Practex®.

Practex® вводится между трущимися поверхностями при помощи стандартно используемого носителя (консистентные смазки, масла, фреон, антифризы, и т.д.), в результате чего на поверхностях трения образуется слой металлокерамики, составляющий с поверхностью детали единое целое.

Одним из основных преимуществ технологии является то, что весь процесс её применения, например на автомобиле, осуществляется в режиме обычной повседневной эксплуатации, не требует специального оборудования или глубоких познаний физики процесса.

Синтезированная поверхность условно состоит из трех слоев: - восстановленного слоя, который обладает общей кристаллической решеткой с металлом подложки; - промежуточного, упругого слоя; - внешнего, защитного слоя с аномально низким коэффициентом трения и высокой износоустойчивостью.

В результате мы получаем идеальную по сопряжению трибопару, обладающую уникально низким коэффициентом трения, пониженной тепло- и электропроводностью, а также заметно более высокой микротвёрдостью, прочностью и огнеупорностью. Такое трибосопряжение, помимо приобретения вышеперечисленных свойств, становится абсолютно не критично к качеству и вязкости смазки, и способно безболезненно переносить её полное и длительное отсутствие. Это позволяет избежать повышенного износа в зимний период времени, когда масляное голодание сопровождает практический каждый холодный запуск двигателя, а в критических случаях доехать до дому вообще без масла. Установленный компанией Newmen рекорд пробега автомобилей без масла - 1000 км!